28 ноября 2011 г.

Дизтопливо подорожает

Увеличение оптовых цен дизельного топлива, вызванное попытками правительства не допустить его дефицит, отразился на рознице. По данным Росстата, в течение ноября розничные цены дизтоплива увеличились на 4,8%, и будут расти в дальнейшем. Операторы рынка и должностные лица в то же время уверены, что итогом усилий правительства стало отсутствие возможности возникновения дефицита дизельного топлива.

Под влиянием угрозы дефицита дизельного топлива зимой, который проявился в сентябре—октябре, розничные цены выросли на 4,8% с начала ноября. Согласно информации Росстата, с начала года розничные цены дизтоплива выросли на 16,9%. Средние цены в России за период с 14 по 20 ноября составили 27,28 руб. за литр.

Причиной такой ситуации стали меры правительства, принятые с целью недопущения повторения на рынке дизельного топлива кризиса, случившегося на рынке бензина. Одной из причин случившегося в апреле кризиса на топливном рынке стало ужесточение экологических требований к бензину — предлагаемое топливо должно было удовлетворять стандартам "Евро-3". В итоге фирмам, не подготовившимся к выпуску топлива, удовлетворяющего стандартам "Евро-3", пришлось реализовывать продукцию на экспорт, а первоклассный бензин для своей розницы покупать у других производителей. Резкий рост экспорта и нарушение системы поставок повлекло за собой перебои с бензином.

С середины сентября в России ужесточаются требования к доле серы в дизельном топливе. Во избежание повтора ситуации с бензином, правительство сказало о желании заранее скопить запасы дизельного топлива в фонде, управляемом "Роснефтегазом". Как говорят участники рынка, в итоге получила развитие иная схема: производители увеличили запасы на своих предприятиях и нефтебазах, выполнив "рекомендацию" Минэнерго. Тем не менее, повышение запасов нефтепродуктов означает отсутствие угрозы дефицита только при условии свободного рынка. Итогом "рекомендации" правительства повысить запасы стал противоположный результат — уход с рынка существенных объемов дизельного топлива повлек за собой рост цен.

Подобно истории с бензином, на рост цен на дизельное топливо повлиял и рост экспорта. На момент прекращения реализации в России дизельного топлива с содержанием серы 1000 ppm это горючее заполняло существенную часть трубопроводов "Транснефтепродукта": трубопровод стал работать главным образом на экспорт. В то же время железнодорожные терминалы НПЗ не могли обеспечить нужды внутреннего рынка. Помимо того, повысить запасы дизельного топлива было "рекомендовано" в начале осени, именно в то время, на которое приходится сезонный максимум авиаперевозок. Повышение выпуска дизтоплива повлекло за собой уменьшение выпуска авиационного керосина — объемы производства этих нефтепродуктов обратно пропорциональны. Небольшие оптовые компании зачастую превращают летнее дизтопливо в зимнее, добавляя в него до 20% авиационного керосина. Запрет реализации дизтоплива с высоким содержанием серы привел к тому, что разбавление дизтоплива авиационным керосином превратилось и в метод уменьшения в нем доли серы, что дополнительно содействовало повышению спроса на авиационный керосин.

Вышеописанные манипуляции привели к стабильному росту в последние месяцы спотовых и биржевых на авиационный керосин и дизтопливо. Согласно информации ИАЦ "Кортес", средняя биржевая цена зимнего дизтоплива возросла с 26 тыс. руб. за тонну в сентябре до 30,5 тыс. руб. за тонну к 18 ноября. Биржевая цена авиационного керосина в том же периоде возросла с 27 тыс. до 33,6 тыс. руб. за тонну. Цена на керосин в аэропортах "в крыло" возросла на 3 тыс. руб. по сравнению с сентябрем до более чем 35 тыс. руб. за тонну. В то же время с лета нынешнего года происходит уменьшение биржевых цен всех видов бензинов.

Повышение розничных цен дизтоплива, зафиксированное Росстатом в последнее время, отражает рост оптовых цен. "Транснефтепродукт" планирует очистить всю систему трубопроводов от дизтоплива с высоким содержанием серы и заполнить горючим, содержащим разрешенную долю серы в 500 ppm до конца первого квартала 2012 года, что должно облегчить транспортировку и повысить предложение на рынке. Тем не менее, специалисты уверены, что ждать уменьшения цен дизельного топлива не стоит: хорошее зимнее дизтопливо безусловно будет стоить дороже сернистого летнего. В то же время, по мнению участников рынка и источников в ведомствах, меры правительства произвели нужный эффект: накопленные запасы дизельного топлива не позволят появиться его дефициту.

Комментариев нет:

Отправить комментарий