21 июля 2010 г.

О нынешнем правительстве


Наше действующее украинское правительство не перестает меня удивлять. В хорошем смысле слова «удивлять», я не ждал от этих людей такого прогресса во взглядах. Я думал, они действительно хотят выполнить свои предвыборные обещания: сделать русский язык вторым государственным, подарить России все ключевые украинские предприятия, включая газотранспортную систему, словом, пойти по пути Лукашенко и Белоруссии, оставшись в итоге у разбитого корыта. Я думал, они будут продолжать накачивать экономику деньгами, выполняя свои предвыборные обещания относительно повышения зарплат, пенсий и тп..
Ан нет, оказалось, они не так глупы, какими кажутся благодаря своим предвыборным обещаниям. Они действительно понимают, что экономика Украины находится на грани катастрофы, что пинками и угрозами от коровы молока не получишь – корову нужно еще иногда и кормить. Они пытаются сделать то, что не сделало до них ни одно правительство – создать и добиться принятия Верховной Радой Налогового кодекса Украины. И хоть и выходит это у них через пень-колоду, и переделывают они его по много раз (ко второму чтению в ВР готовится уже седьмая редакция проекта; а к принятому в первом чтении тексту проекта Кодекса депутатами было подано 5380 поправок, большая часть которых была отправлена в урну), и в итоге, я уверен, в принятом Налоговом кодексе будет множество ляпов и дыр, правительство заслуживает уважения хотя бы за настойчивые попытки воплотить Налоговый кодекс в жизнь. О благих намерениях правительства свидетельствует хотя бы тот факт, что текущий проект Налогового кодекса предусматривает налоговые каникулы для вновь созданных предприятий (!).
Наше нынешнее правительство, похоже, не собирается дарить газотранспортную систему России, как я того ожидал. Правительство задекларировало вполне отвечающую интересам Украины цель – создание консорциума, в который на равных должны войти ЕС, Украина и Россия. Более того, они, кажется, уяснили, что нельзя бесконечно спонсировать население путем сохранения существующих тарифов на газ, возмещая колоссальные убытки НАК «Нефтегаз Украины» за счет предприятий. Промышленные потребители газа существенно сократили объемы потребления, и теперь не получится, как раньше, драть с них три шкуры, сохраняя существующие низкие цены для коммунального хозяйства и частных потребителей, чтобы «электорат не обиделся». Но и резко поднимать цены на газ для населения до экономически обоснованного уровня они, видимо, не решатся. А потому мы с Вами имеем повышение цен на газ для населения с 1 августа на 50%. Ощутимо, и многие, думаю, будут за это правительство ругать. Я же склонен правительство за этот шаг похвалить. Необходимость это сделать назрела давно. Когда-то, пару лет назад, Россия, которая начала выкручивать Украине руки путем установки высоких цен на газ, сделала нам огромное благо. Она стимулировала нашу промышленность, заставив предпринимателей массово переоснащать производство новым оборудованием, более экономичным или потребляющим иные виды энергоносителей – электроэнергию, в основном. Теперь такое же благо делает наше правительство для рядовых украинцев. Поднимая цены на газ, правительство стимулирует население переоснащать свои системы отопления и нагрева воды новым экономичным оборудованием. Новое оборудование, опять-таки, кто-то должен произвести, кто-то – продать, а кто-то – дать покупателю кредит на покупку. И все эти субъекты предпринимательской деятельности будут платить налоги, платить зарплаты наемным работникам. Таким образом, экономика получает дополнительный стимул к развитию, оборот денежных средств ускоряется, правительство собирает дополнительные платежи в бюджет, которые сможет потратить на пенсии и другие социальные выплаты.
Мало того – нынешнее правительство собирается кардинально реформировать рынок газа, разделив функции добычи, транспортировки, распределения и поставок газа между разными компаниями. Кроме того, равные права доступа к газотранспортной системе Украины (ГТС) и подземным хранилищам газа (ПХГ) получат все участники рынка. Речь о Законе “Об основах функционирования рынка природного газа в Украине” (№6564 от 21.06.10 г.), принятом 8 июля Верховной Радой и подписанном 16 июля Президентом Украины. Закон этот должен начать воплощаться в жизнь в январе 2012 г., и именно в 2012 г. наступает срок погашения обязательств по долгам НАК «Нефтегаз Украины». То есть, по всей видимости, воплощение в жизнь данной реформы послужит сразу нескольким целям: 1) сделает невозможным спонсирование населения дешевым газом за счет промышленных потребителей; 2) в случае возникновения проблем в одной из газовых подотраслей или у одной из компаний эти проблемы не будут распространены на всю отрасль в целом; 3) в случае удачного исхода позволит списать долги НАК «Нефтегаз Украины», лишив кредиторов возможности забрать всю украинскую ГТС за долги :); 4) наконец, позволит получить кредит у МВФ (МВФ в качестве одного из условий предоставления очередного кредита указал именно либерализацию рынка газа). Хотелось бы верить, что последняя цель не является главной, и по ее достижении законопроект не будет благополучно забыт…
Нынешнее правительство продолжает брать кредиты, которые потом будет сложно отдавать. Тем не менее, и в этой сфере не делается того, что могло было быть сделано – не финансируется за счет кредитов «бюджет проедания». Основной задачей правительства является в данной ситуации не собственно получение денег, а сам факт принятия МВФ решения о выдаче кредита. На решение МВФ о кредитовании ориентируется большинство инвесторов (например, решение МВФ о выдаче кредита будет автоматически означать предоставление Украине кредитов Евросоюзом и Всемирным Банком), принятое МВФ решение будет сигналом: «С Украиной все нормально, сюда можно вкладывать деньги». Большая часть кредита МВФ может просто остаться на счетах НБУ как страховка на случай ухудшения показателей платежного баланса страны. Да и вообще, отношение внешнего долга государства к ВВП сейчас составляет около 35%, тогда как критичным является превышение уровня в 60%. Другое дело, что пик выплат по текущим кредитам придется на 2012-2013 годы, но и тогда они, видимо, рассчитывают взять новые кредиты, чтобы рассчитаться по старым долгам. А может, и не планируют они так надолго. Как Ходжа Насреддин, который взялся учить ишака говорить: «Через 20 лет или ишак умрет, или султан, или, в крайнем случае, Насреддин».
Резюмируя вышесказанное, могу заметить: действующее правительство Украины не так губительно для украинской экономики, как я опасался. Пришедшая к власти политическая сила извлекла уроки из  ранее допущенных ошибок. Сейчас они искренне пытаются сделать для Украины благо, в силу своих возможностей, конечно. Образование (ПТУ+ВШП) и жизненный опыт (работа в партийных и комсомольских организациях и на советских предприятиях) наложили на среднестатистического представителя власти неизгладимый отпечаток. И уже то, что на челе нынешней власти этот отпечаток виден не так отчетливо, как был виден раньше (в 2003-2004 годах, например), лично меня весьма и весьма радует.

Комментариев нет:

Отправить комментарий